Регламент ООН № 43

Регламент ООН № 43

Перед вами подробная статья о требованиях Регламента ООН № 43 (UNECE R43) «Материалы остекления и их установка на транспортных средствах», охватывающая область применения, типы стекол, основные оптические и механические параметры, порядок маркировки и подтверждения соответствия.

Область применения и определения

Регламент ООН № 43 устанавливает единые правила одобрения и установки на автомобильах безопасных стекол: ветровых, боковых и задних стёкол, а также стеклопакетов и пластиковых панелей
Под безопасным остеклением понимают материалы, устойчивые к обычным дорожным нагрузкам и ударам инородных тел без выпадения осколков и с сохранением герметичности конструкции

Классификация и виды остекления

По Регламенту допускаются следующие категории стекол:

  • Ламинированное стекло (laminated glass) для ветрового стёкла и панорамных крыш
  • Упрочнённое (закалённое) стекло (tempered glass) для боковых и задних стёкол.
  • Органическое остекление (полимеры, например поликарбонат), применяемое в специфических конструкциях

Каждая категория подразделяется на серии (I–XI) в зависимости от назначения (например, I – закалённое ветровое стекло, II – ламинированное) и уровня светопропускания

Оптические требования

  1. Светопропускание:
    • Ветровое стекло – не менее 70 %
    • Боковые и задние стёкла – не менее 70 % для светлых и не менее 30 % для тонированных панелей
  2. Коэффициент искажения:
    • Линейные искажения не должны превышать предельных значений, чтобы не искажать видимость водителя и устройств контроля

Механические испытания

Испытание «удар стеклянным шаром»

На образец размером 300×300 мм сбрасывают с высоты 4 метра стальной шар массой 2,26 кг: один удар по центру. При этом стекло не должно распадаться на осколки, а плёнка должна удерживать фрагменты. Шар не должен пробить стекло.

Испытание «головная форма»

Ветровое стекло дополнительно проверяют ударом специального тест-манекена (головной формы). Это испытание временно отменяется для некоторых автомобилей с подушками безопасности и уникальным дизайном салона, но эксперты предупреждают об угрозе безопасности

Стойкость к камням и абразии

Проверяется устойчивость к механическим повреждениям — выстрел мелких твёрдых частиц и тест на царапины (Gardner-scrub)

Маркировка и идентификация

Каждое одобренное стекло должно иметь чёткий международный знак «E» в окружности с кодом страны-участницы и номером одобрения, а также указание серии Регламента 43 и типа стекла (например, II/P — ламинированное с ПВБ-плёнкой)
Дополнительно на лобовом стекле наносятся символы, обозначающие класс закалки, наличие плёнки и светорассеивание

Подтверждение соответствия производства

Регламент предусматривает процедуру подтверждения соответствия производства (CoP) — системы контроля качества и периодических инспекций завода-изготовителя, чтобы гарантировать постоянство характеристик стекол

Заключение

UNECE R43 обеспечивает единые международные требования к автомобильному остеклению, повышая безопасность пассажиров и унифицируя производство. Понимание ключевых параметров и строгий контроль на всех этапах — от материалов до маркировки — гарантируют надёжность и долговечность стекол на дорогах всего мира.